Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в социально-реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Особенно, на первый взгляд, это процесс социализации труден для детей дошкольного возраста. Но в тоже время современное общество, в нашем случае детские учреждения, обязаны включить в единое социальное взаимодействие абсолютно все категории детей дошкольного возраста. И перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача - построить модель двустороннего взаимодействия администрации и педагогов ДОУ с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Идеи инклюзивного образования, закрепленные в основных нормативно-правовых документах: закон № 273 «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают потребностям нашего современного общества. Однако в современном мире многие дети с особенностями развития часто не находят своего места из-за физических и психических ограничений. А ведь раннее вовлечение данных семей в процесс совместного взаимодействия позволяет достичь более ощутимых положительных результатов в социальной адаптации и интеграции.
Данная категория детей имеют ряд социально-педагогических проблем:
- ограниченные способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению;
- речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном объеме;
- излишняя впечатлительность, тревожность;
- уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.
Эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребенка в общество.
Организация работы с ребенком-инвалидом предполагает со стороны педагогов глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. ,
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает ребенку образовательно-воспитательный маршрут, оптимальный для его психики и поведения, активизирует познавательную деятельность и содержательное общение детей со сверстниками и взрослыми. Обстановка помещения, в которой проходит социализация ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, выдерживается в умеренной цветовой гамме, не перегружен отдельными деталями. От правильной обстановки помещения зависит активность ребенка (речевая, познавательная, двигательная) и формирование навыков предметно-практической деятельности.
Социальная адаптация включает в себя, и самое главное – умение общаться и потребность в общении. Педагогу-психологу и воспитателю рекомендовано: при первичном обучении игровым действиям познакомить особого ребенка с сюжетными игрушками, и показали элементарные игровые действия, сопровождая их выразительной мимикой и речью. И не забывать контакт «глаза в глаза». Для развития слухового восприятия и создания эмоционального контакта, участникам взаимодействия поможет - музыка. Благодаря музыкальной деятельности у детей формируются первичные навыки коммуникации. Эта же задача успешно решается и через театрализованные игры. Дети в совместных играх знакомятся с различными видами театра: кукольный, настольный, теневой; учатся манипулировать куклами; развивают интонационную выразительность речи.
Необходимо, чтобы «особый» ребенок имел возможность посещать и принимать участие в мероприятиях: праздниках развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми других групп, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на детей, способствует их социальной интеграции. Особое внимание уделяется возможности общения ребенка-инвалида с другими детьми. Дети формируют в себе такие положительные черты, как: умение сопереживать другим, толерантность к окружающим, желание помогать ближним; а ребенок-инвалид учится непринужденности, востребованности, раскрывает свои возможности.
Самое главное - тесное взаимодействие с родителями. В силу значимой роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи.
Таким образом, всестороннее изучение ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, оценка его реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность всем участникам взаимодействия оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе.